Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериаловОдин из современных и самых эффективных на сегодня методов укрепить зубы, сократить их аномальную подвижность и предотвратить потерю, — метод шинирования зубов, к которому прибегаю также с целью восстановить участки пародонта. Процедура заключается в объединении нескольких зубов, подверженных подвижности, в единую структуру посредством специального ортопедического приспособления – шины.

Благодаря методу сохраняется жевательная функция рта и эстетика улыбки. Наиболее часто шинируют переднюю часть челюсти.

Показания к шинированию зубов

Обычно манипуляцию проводят, чтобы исправить механические деформации зубного ряда и убрать последствия перенесённых заболеваний пародонта.

Существует и другие показания:Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

  1. изменённое или аномальное расположение зубов из-за их деформации;
  2. существенное нарушение зубного ряда или его смещение;
  3. существенное скопление твёрдых частичек в области зубного корня;
  4. заболевания дёсен, проходящие при кровотечении;
  5. существенно выраженные десенные карманы;
  6. обнажение зубного корня.

Проводить ли шинирование зубов, решает только врач после визуального осмотра пациента и получения результатов рентгеновских снимков ротовой полости.

Виды шинирования зубов и используемые материалы

Шины бывают одной из двух групп – несъемные и съёмные. У всех есть свои преимущества и показания к использованию.

Съёмные конструкции – это пластинки и капы, позволяющие соединять определённое число зубов, даже если какой-то из них в зубном ряду отсутствует, тем самым восполняя ряд. Кроме того применение съёмных шин дает возможность выполнять повторные терапевтические манипуляции.

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

При несъемном шинировании используют прочные материалы, обеспечивающие более надёжную в сравнении со съёмным методом фиксацию зубов.

Вот почему несъемные системы больше востребованы при существенных повреждениях дёсен, а также при сильной подвижности зубов. Они служат профилактическим средством против повреждения пародонта, сохраняют зубы от перегрузок.

Недостаток шинирования – дискомфорт процедуры, который больной ощущает в течение 10 дней после установки конструкции.Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Материалы несъемных изделий обычно полиэтиленовая нить, арамидное волокно, стекловолокно. Используют и композитные материалы для шинирования зубов.

За выбор подходящих для шинирования отвечает стоматолог, который определяет наилучший вариант после осмотра больного и с учетом особенностей ротовой полости.

Принимаются во внимание: степень болезни дёсен, уровень подвижности зубов, наличие и величина твердых отложений, возраст пациента, отклонения прикуса, прежние методы лечения. Выбранный материал должен быть биосовместимым с тканями больного.

Разновидности шинирования

Стекловолоконная лента. Данный вид шинирования зубов в пародонтологии стали использовать сравнительно недавно, но он признан эффективным в борьбе с подвижностью зубов.

Отличается эстетичностью конструкции и высокой надежностью результата. Шинирование верхних зубов отличается от шинирования нижних.Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Процесс коррекции верхней челюсти состоит из следующих этапов:

  1. Обезболивание шинируемой области.
  2. Выполнение бороздки величиной примерно 2,5 мм с внутренней стороны зубов.
  3. Установка в шину нити из стекловолокна.
  4. Наполнение бороздки композитом.
  5. Засвечивание шины для фиксации стекловолокна.

В блок объединенных зубов непременно включают и шатающиеся, и устойчивые зубы, к которым обычно относятся клыки (когда шинируются передние зубы).

Шинирование верхней челюсти выполняют не только при существенном расшатывании зубов, но и при верхнем их расхождении. Процесс лечения отличается тем, что бороздку делают на передней поверхности зубов.Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Если нужно устанавливать шину на боковые зубы, бороздку формируют на жевательной поверхности. Используя стекловолоконное шинирование зубов, достигают надежной фиксации шатающихся и сокращают в зубном ряду промежутки.

Когда наличие стекловолокна становится необязательным, ленту снимают, бороздку покрывают пломбировочным материалом. В итоге конструкция выглядит эстетично.

Иные достоинства шинирования стекловолоконной лентой:

  1. отсутствие риска атрофии костной ткани зуба;
  2. сохранение ряда зубов, у которых запущенная подвижность;
  3. несущественное травмирование дёсен при шинном креплении;Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов
  4. отсутствие необходимости депульпировать и обтачивать зуб;
  5. равномерное распределение нагрузки на объединённые зубы вследствие сокращения промежутков;
  6. наличие доступа для ведения гигиенических процедур во рту.

Вантовое шинирование зубов – распространенный способ установки шины, при котором используют плетёную нить из арамидного волокна.

  • Преимущество такой нити – ее повышенная прочность (выше стали некоторых разновидностей по своей удельной характеристике) и лучшая совместимость с эмалью зубов.
  • Арамидное волокно не вступает в реакцию с пищей, слюной, благодаря чему вантовое шинирование самое физиологически эффективное, самое совместимое из всех. Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов
  • Данная техника шинирования зубов тоже предусматривает выполнение бороздки, помещение в нее арамидной нити и дальнейшее нанесение пломбировочного материала.
  • Вантовый способ хорош тем, что обеспечивает:
  • высокую эстетичность – зубы после шинирования челюсти хорошо смотрятся, конструкция незаметна со стороны;
  • прекращение дальнейшего повышения подвижности (тогда как естественная подвижность сохраняется);
  • устранение неестественных межзубных промежутков и равномерное распределение жевательной нагрузки на зубы;
  • сохранность зубов без необходимости удалять пульпу;Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов
  • отсутствие необходимости в обтачке зубов;
  • минимальный риск возникновения кариеса в бороздке, поскольку та заполняется композитом;
  • предотвращение в дальнейшем атрофии кости у челюсти;
  • возможность профилактических и лечебных манипуляций;
  • возможность полноценно поддерживать гигиену рта;
  • сохранение привлекательности зубного ряда и его функций;
  • использование потерянных зубов как альтернативы их протезированию и восстановлению;
  • длительный положительный эффект лечения зубов.

Метод шинирования зубов при переломе челюсти.  В таком случае высок риск потери зубов и возрастания их подвижности. Кроме того возникает необходимость закреплять челюстные кости с целью их сращивания.Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Во избежание этих последствий травмирования челюсти используют метод съёмного шинирования, когда временную конструкцию крепят, пока подвижность зубов не сократится и не срастется челюсть. Материалом конструкции может служить быстротвердеющий пластик, металл.

Конструкция при временном шинировании зубов бывает:

  1. Двухчелюстная. Применяется при двойном и сложном челюстном переломе.
  2. Одночелюстная. Используется только при линейном переломе нижней челюсти, когда частицы не перемещаются и их можно вернуть в начальное положение, при условии что в зубном ряду есть несколько неповрежденных зубов.
  3. С распорным изгибом. Позволяет фиксировать челюстную кость на участке перелома с несколькими отсутствующими зубами.
  4. С зацепными крючками. Применяется для крепления шины на челюсть при переломе со смещением, не поддающимся простому возврату в начальное положение, и при значительных переломах.
  5. Гладкая. Применяется в случае простого перелома челюстной кости.

Выбор шинирующей системы остается за стоматологом. Чтобы принять решение, он учитывает множество факторов, в том числе степень перелома и наличие в зубном ряду здоровых зубов.

Иногда устанавливают комбинированную систему. Ее могут использовать при переломе верхней челюсти со смещением. Реализация конструкции – одночелюстная с крючками.

Стоимость шинирования зубов

В зависимости от многих факторов цены на шинирование зубов могут существенно отличаться.

На стоимость лечения влияют используемые материалы, способ лечения, специфика и серьезность проблемы – сложность перелома, присутствие оставшихся крепко стоящих зубов.

В стоимость обслуживания входит оплата рентгена, который при шинировании обязателен и позволяет оценить состояния полости рта. Некоторые стоматологи не обходятся и без предварительных процедур вроде изготовления протезов или слепка зубов.

Приблизительно рассчитать, сколько стоит шинирование зубов, с учетом всех особенностей, можно исходя из того, что:

  • Для 6 передних зубов стекловолоконное шинирование обходится примерно в 7 000 рублей.
  • Аналогичная манипуляция для трёх боковых зубов стоит примерно 5 000 рублей.
  • Бюгельное протезирование оценивается в среднем в 24 000 рублей.
  • Шинирование с использованием коронок обходится в 4 тысячи рублей за коронку без учета предварительных мер.

Частые вопросы пациентов

Если проводят шинирование зубов при пародонтите, надо ли предварительно депульпировать пораженные зубы? Как показывают исследования ученых, излишне удалять пульпу при пародонтозе. Лишь в отдельных случаях с учетом возраста пациента, рекомендуется проводить депульпирование для того, чтобы протезирование было надежнее.

К какому врачу обращаться? Шинирование проводит пародонтолог, если процедура связана с аномальной подвижностью зубов. В противном случае зубы шинируют при переломе челюсти, и делает это стоматолог-хирург.

Отзывы о шинировании зубов

  1. О процедуре шинирования многие пациенты отзываются положительно.
  2. Операция такого типа улучшает состояния пародонта, дает возможность подвижным зубам укрепиться.
  3. Независимо от того, выполняется манипуляция при пародонтите или после извлечения брекетов, отзывы о стекловолонном или вантовом шинировании зубов носят положительный характер.

Источник: https://stomaonline.ru/detskaya-stomatologiya/zuby-detskaya-stomatologiya/chto-takoe-shinirovanie-zubov.html

Шинирование зубов, для чего нужно и какие виды применяют

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Шинирование зубов представляет собой стоматологическое мероприятие, направленное на укрепление подвижных зубов: предотвращение их расшатывания и выпадения. На зуб накладывается специальная шина, фиксирующая его на одном месте.

Зубная подвижность является серьезной патологией, и бороться с ней нужно в срочном порядке, иначе можно навсегда потерять шатающийся зуб. Если ребенок жалуется на подвижность молочного зуба, то бояться нет смысла, а вот при движении постоянных зубов у человека взрослого визит к стоматологу откладывать нельзя.

Зачем проводят шинирование

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

В большинстве клинических случаев зубной подвижности проводится шинирование зубов при пародонтите. Однако это не единственное показание. Какие проблемы с зубами решает пародонтолог

Аномалия зубной подвижности знакома не только пациентам, страдающим от стоматологического заболевания: травма, плохая наследственность, неудовлетворительная гигиена, снижение иммунитета и вредные привычки могут послужить толчком к возникновению проблемы.

Шина на зубы не позволяет проблемным зубам выпадать и помогает зубным единицам выполнять жевательную функцию и сохранять естественный здоровый вид. Фронтальные зубы наиболее заметны, потому широкое распространение получило шинирование передних зубов на обеих челюстях – эстетика этих зубов наиболее важна.

Сама процедура шинирования зубов при пародонтите – это наложение на зубную поверхность с внутренней стороны стекловолоконной ленты либо тонкой проволочки, то есть шины. Чтобы добиться хорошего эффекта такого лечения шина должна соответствовать некоторым требованиям:

  • обеспечивать прочную и надежную фиксацию, исключающую расшатывание зубных единиц в любых направлениях;
  • не препятствовать полноценному выполнению гигиенических мероприятий во рту;
  • не травмировать язык, десны и зубы;
  • выглядеть красиво или быть незаметной;
  • не мешать дикции;
  • не вызывать дискомфорт в ходе приема еды.

Шинирование при пародонтите

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Процедура шинирования – одна из важнейших составляющих комплекса лечебных мероприятий при пародонтите. Это заболевание сопровождается десневыми кровотечениями, разрушением тканей, окружающих зубы, гнойными выделениями. Средняя и тяжелая форма болезни характеризуется подвижностью зубов. Зубные единицы приходят в движение в результате атрофии костной ткани, когда патологический процесс распространяется более, чем на одну четвертую часть длины зубного корня. Чем сильнее кость атрофируется, тем больше расшатываются зубы.

Если лечением пародонтита не заниматься, то губительные симптомы данного заболевания прогрессируют. Зубам становится все тяжелее и тяжелее справляться с жевательной нагрузкой, и они начинают деформироваться, отклоняясь по разным сторонам. Если существует возможность сохранить шатающиеся зубы, перед началом пародонтологического лечения на них обязательно накладываются шины.

Читайте также:  Отбеливание зубов активированным углем - просто и эффективно

Методики шинирования

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

При наличии определенных показаний шинировать зубы можно на длительный либо короткий срок. Может различаться также конструкция самой шины.

По длительности функционирования шины бывают постоянными и временными. Шины постоянного типа могут сниматься (протезы) и не сниматься (ленты, нити, проволоки, композиты). Для шинирования может использоваться: стекловолоконная либо арамидная нить, медная проволока, протез, коронка.

Какую методику лучше задействовать в той или иной ситуации определяет стоматолог, потому что выбор способа наложения шины и ее материала напрямую связан с клинической картиной проблемы.

Перед использованием шины врач выясняет степень повреждения пародонтальных тканей, локализацию и характер разрушительного процесса.

Кроме того, специалисту нужно выявить особенности прикуса пациента, посчитать, скольких зубов уже нет, и оценить общее состояние ряда зубов

Временное и постоянное

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Временные шины

Эта разновидность шинирования наиболее часто используется в стоматологической практике. Непостоянные шины предназначены для ограничения зубной подвижности, уменьшения нагрузки на зубной ряд и постепенного выравнивания всех зубов.

После установки шины проводится комплексное лечение заболевания, спровоцировавшего движение зубов. Если же зубы расшатались из-за травмы, через какое-то время они снова укрепятся на своих обычных местах, и шина больше не понадобится.

Непостоянные шины снимаются стоматологами без ущерба для зубов.

Временное шинирование подразумевает использование полупостоянных и временных шин. Первые носятся, как минимум, месяц, но процесс может затянуться на несколько лет. Предназначаются полупостоянные шины для устранения проявлений пародонтальных заболеваний.

Временные шины носятся не дольше месяца – их могут снять и через день, все зависит от корректируемой патологии.

Как правило, временные шины хорошо справляются со стабилизацией зубов при остром воспалении, травме либо в процессе подготовки к хирургическому вмешательству.

Постоянные шины

Если появляется необходимость зафиксировать расшатывающиеся зубы на долгий промежуток времени, обращаются к шинам постоянного типа. Съемные и несъемные постоянные шины имеют различные функциональные свойства, а именно:

  1. Конструкции съемного типа ограничивают зубную подвижность только в горизонтальной плоскости. Они не препятствуют лечебным процедурам (ни хирургическим, ни терапевтическим), не травмируют маргинальный пародонт, не мешают осуществлять гигиену. Чтобы носить эти шины можно не препарировать зубы.
  2. Несъемные конструкции не позволяют зубам двигаться в трех плоскостях. Они могут мешать лечению, травмировать пародонт, усложнять гигиену. Перед установкой коронок зубы подвергаются механической обработке.

Лечебные свойства шин постоянного типа неодинаковы – несъемное шинирование предпочтительнее съемного. Несъемные шины надежно закрепляют шатающиеся зубы, собирая их в блок, способный более качественно противостоять разносторонним силам, давящим на зубные единицы в ходе пережевывания пищи. Период привыкания к несъемным шинам не долгий, и речь они почти не нарушают.

По конструкции

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Шинирование стекловолокном

Самым надежным методом шинирования считается шинирование зубов стекловолокном. Рассмотреть стекловолоконную шину на зубах можно далеко не всегда, потому что оттенок этого материала совпадает с цветом зубной эмали. Изготавливается нить из стекловолокна перед процедурой непосредственно. Сама процедура наложения шины выглядит таким образом:

  1. Введение местного обезболивающего.
  2. Проделывание небольших углублений с внутренней стороны резцов.
  3. Помещение в углубления стекловолоконной ленты.
  4. Заполнение углублений композитным материалом.

Нить захватывает не только неустойчивые резцы – в блок включаются опорные клыки, впоследствии выдерживающие большую часть нагрузки при жевании. Когда процедура заканчивается, крепко соединенные вместе резцы становятся неподвижными. Нагрузка распределяется по всем зубам в конструкции, даже если в кусании принимает участие лишь резец.

Вантовое шинирование

Когда наступает тяжелая степень пародонтита, и требуется незамедлительная фиксация подвижных зубов, обращаются к такой разновидности шинирования.

Шины для вантового шинирования выполняются из износостойкого синтетического материала – арамидного волокна. Это волокно прочно и долговечно, оно не стирается, не окисляется и не травмирует зубы.

Чувствительность отдельных пациентов к инородным элементам не препятствует установке арамидного волокна.

Шинирование вантовое не слишком отличается от предыдущего с использованием стекловолокна: в нестабильных резцах делаются выемки, в которые в горизонтальном положении помещается лента, оставшиеся бороздки скрываются подобранной под оттенок зубов пациента светоотражающей пломбой.
В некоторых трудных случаях это единственный способ гарантированно сохранить двигающиеся зубные единицы. На зубы равномерно распределяется нагрузка, и костные ткани перестают разрушаться.

Шинирование бюгельными протезами

Протезирование бюгельным шинирующим протезом предполагает устранение подвижности зубов при помощи съемной конструкции. Такой протез актуален при заболеваниях пародонта. Он спасает оставшиеся в лунках зубы и заменяет уже утраченные.

Металлическая дуга протеза плотно прилегает к внутренней стороне зубов и фиксируется за счет специальных креплений.

Опорные зубы, на которых закрепляется конструкция, обычно прячутся под коронки, чтобы нагрузка с двигающихся зубов равномерно распределялась на здоровые зубы и челюсть.

Конструкция бюгельного типа подбирается для каждого пациента индивидуально с учетом количества и состояния утраченных зубов, прикуса, возраста, а также некоторых иных факторов.

Шинирование коронками

Данная методика подразумевает закрепление зубов при помощи коронок, спаянных вместе. Перед процедурой зубы, на которые планируется надеть коронки, обрабатываются. Из них может удаляться пульпа, за чем следует пломбировка каналов корней. Зубы обязательно обтачиваются, чтобы на них можно было надеть коронки.

Подвижные зубные единицы шинируются коронками достаточно прочно и надолго, но отзывы пациентов свидетельствуют о том, что такая процедура стоит очень дорого, да и необходимость обработки зубов под коронками не всегда радует.

Шины-коронки изготавливаются из различных материалов. Для шинирования фронтальных зубов используется керамика (эстетичный вариант) или металлокерамика (менее эстетично, но более надежно). Функции и форму жевательных зубов в целях экономии можно восстановить при помощи металлических коронок, если эстетика не важна. Как лечить пародонтоз десен — методы и профилактика

При переломе челюсти

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

При переломе челюсти кости фиксируются шинами из быстротвердеющих пластмасс либо проволоки из металла. Существует несколько типов шин, накладываемых на поломанную челюсть:

  1. Одночелюстная. Используется при линейных переломах нижней челюсти, если на ней остаются, как минимум, два неподвижных зуба. Также необходимо, чтобы зубные обломки не сместились по отношению друг к другу, и была возможность вернуть их на места.
  2. Двучелюстная. Подходит для сложных переломов.
  3. Гладкая. Предназначена для простых дефектов.
  4. С распорочным изгибом. Накладывается, когда в месте перелома не хватает зубов.
  5. С зацепными крючками. Применяется при переломах множественного типа и трудных переломах со смещением.

Возможно одновременное наложение двух типов шин. К примеру, шина двучелюстная с крючками исправляет перелом со смещением на верхней челюсти. А если отсутствуют зубы либо появился сильный дефект ткани кости, лучше всего применить две шины – с изгибом и с крючками.

Шинирование после брекетов

В некоторых случаях, чтобы закрепить результат ортодонтического лечения и предотвратить возвращение аномалий прикуса, на зубы накладываются шины. Шинирование зубов после брекетов – это последний этап мероприятий по исправлению прикуса, от которого зависит итог лечения брекет-системой.

Перед наложением шин стоматолог осуществляет санацию полости рта, вылечивает заболевания ротовой полости и депульпирует зубы, при необходимости. Шины закрепляются всегда на обеих челюстях, и всегда временные. Когда новая костная ткань заканчивает свое формирование, шины снимают.

Источник: https://zubybolyat.ru/shinirovanie-zubov-dlya-chego-nuzhno-i-kakie-vidy-primenyayut/

Шинирование зубов

Шины в ортопедической стоматологии используют для лечения заболеваний пародонта, при которых выявляется патологическая подвижность зубов.

Эффективность шинирования, как и любого другого лечения в медицине, зависит от стадии заболевания, а значит, от сроков начала лечения.

Шины уменьшают нагрузку на зубы, что уменьшает воспаление пародонта, улучшает заживление и общее самочувствие пациента.

Шины должны обладать следующими свойствами:

  • максимально ограничивать подвижность зубов во всех направлениях
  • прочно крепиться на зубах
  • не травмировать окружающие ткани
  • не препятствовать другим видам лечения
  • не препятствовать уходу за полостью рта
  • по возможности не нарушать внешний вид пациента, речь, прием пищи и т.д.

Шины делят на съемные и несъемные.

Установка того или иного вида шины зависит от выраженности атрофии альвеолярных отростков челюсти, степени подвижности зубов, их местоположения и т.д. Так, при выраженной подвижности и атрофии костных отростков до 1/3 высоты рекомендуют несъемные протезы, в более тяжелых случаях возможно применение съемных и несъемных протезов.

При определении необходимости шинирования большое значение имеет санация полости рта: лечение зубов, лечение воспалительных изменений, удаление зубного камня и даже удаление некоторых зубов при наличии строгих показаний. Все это дает максимальные шансы для успешного лечения шинированием.

Несъемные шины

К несъемным шинам относят следующие виды:

  • интердентальная (межзубная) шина. Современный вариант шины по методике представляет собой соединение двух соседних зубов специальными вживляемыми вставками, которые взаимно укреплят соседние зубы. Могут использоваться различные материалы, однако в последнее время предпочтение отдается фотополимерам, стеклоиономерному цементу, композитным материалам.
  • несъемные шины-протезы являются особой разновидностью шин. Они объединяют в себе решение двух задач: лечение заболеваний пародонта и протезирование отсутствующих зубов. Шина при этом имеет мостовидную конструкцию, где основная жевательная нагрузка приходится не на сам протез на месте отсутствующего зуба, а на опорные площадки соседних зубов. Таким образом, вариантов шинирования несъемными конструкциями довольно много, что позволяет врачу выбрать методику в зависимости от особенностей заболевания, состояния конкретного пациента многих других параметров.

Съемные шины

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов
Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

В любом случае требуется планирование мероприятий, способствующих максимальному лечебному эффекту у данного пациента. Так, выбор конструкции шины зависит от числа отсутствующих зубов, степени деформации зубных рядов, наличия и выраженности заболеваний пародонта, возрастом, патологией и видом прикуса, гигиеной полости рта и многими другими параметрами.

В целом при отсутствии нескольких зубов и выраженной патологии пародонта предпочтение отдают съемным протезам. Конструкция протеза подбирается строго индивидуально и требует нескольких посещений врача.

Съемная конструкция требует тщательного планирования и определенной последовательности действий:

  • диагностика и обследование пародонта
  • подготовка поверхности зубов и получение слепков для будущей модели
  • изучение модели и планирование конструкции шины
  • моделирование восковой репродукции шины
  • получение литейной формы и проверка точности каркаса на гипсовой модели
  • проверка шины (шины-протеза) в полости рта
  • окончательная отделка (полировка) шины
Читайте также:  Импланты импро (impro): процесс установки, преимущества и цена

Трансдентальное шинирование подвижных зубов

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериалов

Часто при заболевании десен происходит оголение шеек зубов и появления щелей между зубами, что негативно сказывается на эстетике улыбки. При проведении процедуры шинирования врач «закрывает» образовавшиеся щели пломбировочным материалом.

Источник: http://dentalckb.ru/services/periodontics/splinting-of-teeth_it/

Шинирование зубов — Энциклопедия стоматологии DentalMechanic.ru

Шинирование – один из методов лечения заболеваний пародонта, позволяющий снизить вероятность выпадения (удаления) зубов.

Основное показание к шинированию в ортопедической практике — наличие патологической подвижности зубов. Шинирование желательно и для предупреждения повторного воспаления в тканях пародонта после лечения при наличии хронического пародонтита.

Шины могут быть съемными и несъемными. Съемные шины могут устанавливаться и при отсутствии некоторых зубов, создают хорошие условия для гигиены полости рта, проведения при необходимости терапии и хирургического лечения.

К достоинствам несъемных шин относят профилактику перегрузок пародонта в любом направлении воздействия, чего не дают съемные протезы. Выбор типа шины зависит от множества параметров и без знания патогенеза заболевания, а также биомеханических принципов шинирования эффективность лечения будет минимальной.

К показаниям для применения шинирующих конструкций любого типа относят:

  • Особенности заболевания пародонта
  • Гигиена полости рта, наличие зубных отложений
  • Кровоточивость десен, подвижность зубов
  • Выраженность зубодесневых карманов и степень обнажения корней
  • Особенности расположения зубов, степень их смещения (деформация зубных рядов)

Для анализа этих параметров применяют данные рентгенографии и других дополнительных методов исследования. При начальной стадии заболевания пародонта и отсутствии выраженных поражений (дистрофии) тканей можно обойтись без шинирования.

Шинирование зубов: съемные и несъемные шины и виды мтериаловК положительным эффектам шинирования относят следующие моменты:

  • Шина уменьшает подвижность зубов. Жесткость конструкции шины не дает зубам расшатываться, а значит, уменьшает вероятность дальнейшего увеличения амплитуды колебаний зубов и их выпадения. Т.е. зубы могут двигаться лишь настолько, насколько это позволяет шина.
  • Эффективность шины зависит от количества зубов. Чем больше зубов, тем больше эффект от шинирования.
  • Шинирование перераспределяет нагрузку на зубы. Основная нагрузка при жевании будет приходиться на здоровые зубы. Зубы расшатанные будут менее подвержены воздействию на них, что дает дополнительный эффект для заживления. Чем больше здоровых зубов будет включено в шинирование, тем более выраженной будет разгрузка подвижных зубов. Следовательно, если большинство зубов во рту подвижно, то эффективность работы шины снижается.
  • Наилучшие результаты дает шинирование передних зубов (резцы и клыки), а наилучшими шинами будут те, которые объединяют наибольшее количество зубов. Следовательно, в идеальном варианте шина должна затрагивать весь зубной ряд. Объяснение довольно простое — с точки зрения устойчивости именно арочная конструкция будет лучше линейной.
  • В силу меньшей устойчивости линейной конструкции шинирование подвижных коренных зубов производят симметрично с двух сторон, объединяя их мостиком, соединяющим эти два почти линейных ряда. Такая конструкция значительно увеличивает шинирующий эффект. Другие возможные варианты шинирования рассматриваются в зависимости от особенностей заболевания.

Постоянные шины устанавливаются не всем пациентам. Учитываются клиническая картина заболевания, состояние гигиены полости рта, наличие зубных отложений, кровоточивость десен, выраженность зубодесневых карманов, выраженность подвижности зубов, характер их смещения и т.д.

К абсолютному показанию для применения постоянных шинирующих конструкций относят выраженную подвижность зубов при атрофии альвеолярного отростка не более ¼ длины корня зуба. При более выраженных изменениях первоначально проводится предварительное лечение воспалительных изменений в полости рта.

Установка того или иного вида шины зависит от выраженности атрофии альвеолярных отростков челюсти, степени подвижности зубов, их местоположения и т.д. Так, при выраженной подвижности и атрофии костных отростков до 1/3 высоты рекомендуют несъемные протезы, в более тяжелых случаях возможно применение съемных и несъемных протезов.

При определении необходимости шинирования большое значение имеет санация полости рта: лечение зубов, лечение воспалительных изменений, удаление зубного камня и даже удаление некоторых зубов при наличии строгих показаний. Все это дает максимальные шансы для успешного лечения шинированием.

Несъемные шины в ортопедической стоматологии

Шины в ортопедической стоматологии используют для лечения заболеваний пародонта, при которых выявляется патологическая подвижность зубов. Эффективность шинирования, как и любого другого лечения в медицине, зависит от стадии заболевания, а значит, от сроков начала лечения. Шины уменьшают нагрузку на зубы, что уменьшает воспаление пародонта, улучшает заживление и общее самочувствие пациента.

Шины должны обладать следующими свойствами:

  • максимально ограничивать подвижность зубов во всех направлениях
  • прочно крепиться на зубах
  • не травмировать окружающие ткани
  • не препятствовать другим видам лечения
  • не препятствовать уходу за полостью рта
  • по возможности не нарушать внешний вид пациента, речь, прием пищи и т.д.

Шины делят на съемные и несъемные.

К несъемным шинам относят следующие виды:

  • Кольцевая шина. Представляет собой набор спаянных металлических колец, которые, надеваясь на зубы, обеспечивают их прочную фиксацию. Конструкция может иметь индивидуальные особенности технике и материалах для изготовления. От точности подгонки зависит качество лечения. Поэтому изготовление шины проходит несколько этапов: снятие оттиска, изготовление гипсовой модели, изготовление шины и определение объема обработки зубного ряда для надежной фиксации шины.
  • Полукольцевая шина. Полукольцевая шина отличается от кольцевой отсутствием полного кольца с внешней стороны зубного ряда. Это позволяет добиться большей эстетичности конструкции при соблюдении технологии, схожей с созданием кольцевой шины.
  • Колпачковая шина. Представляет собой ряд спаянных между собой колпачков, надевающихся на зубы, покрывающих его режущую кромку и внутреннюю часть (со стороны языка). Колпачки могут быть цельнолитыми или изготавливаться из отдельных штампованных коронок, которые затем спаиваются между собой. Метод особенно хорош при наличии полных коронок, к которым и крепится вся конструкция.
  • Вкладочная шина. Метод напоминает предыдущий с той разницей, что вкладыш-колпачок имеет выступ, который устанавливается в углубление на верхушке зуба, что усиливает его фиксацию и всей конструкции шины в целом. Так же, как и в предыдущем случае шина крепится к полным коронкам для придания максимальной устойчивости конструкции.
  • Коронковая и полукоронковая шина. Полнокоронковая шина используется при хорошем состоянии десны, т.к. риск ее травматизации коронкой велик. Обычно используют металлокерамические коронки, обладающие максимальным эстетическим эффектом. При наличии атрофии альвеолярных отростков челюсти ставят экваторные коронки, которые немного не доходят до десны и позволяют проводить лечение зубодесневого кармана. Полукоронковая шина представляет собой цельнолитую конструкцию или спаянные между собой полукоронки (коронки только с внутренней стороны зуба). Такие коронки обладают максимальным эстетическим эффектом. Но шина требует виртуозного мастерства, т.к. подготовить и прикрепить такую шину достаточно сложно. Для уменьшения вероятности отслойки полукоронки от зуба рекомендуется использование штифтов, которые как бы «прибивают» коронку к зубу.
  • Интердентальная (межзубная) шина. Современный вариант шины по методике представляет собой соединение двух соседних зубов специальными вживляемыми вставками, которые взаимно укреплят соседние зубы. Могут использоваться различные материалы, однако в последнее время предпочтение отдается фотополимерам, стеклоиономерному цементу, композитным материалам.
  • Шина Треймана, Вайгеля, Струнца, Мамлока, Когана, Бруна и др. Некоторые из этих «именных» шин уже потеряли свою актуальность, некоторые были подвергнуты модернизации.
  • Несъемные шины-протезы являются особой разновидностью шин. Они объединяют в себе решение двух задач: лечение заболеваний пародонта и протезирование отсутствующих зубов. Шина при этом имеет мостовидную конструкцию, где основная жевательная нагрузка приходится не на сам протез на месте отсутствующего зуба, а на опорные площадки соседних зубов. Таким образом, вариантов шинирования несъемными конструкциями довольно много, что позволяет врачу выбрать методику в зависимости от особенностей заболевания, состояния конкретного пациента многих других параметров.

Съемные шины в ортопедической стоматологии

Шинирование съемными конструкциями может применяться как при наличии цельного зубного ряда, так и при отсутсвии некоторых зубов. Съемные шины обычно уменьшают подвижность зубов не во всех направлениях, но к положительным моментам относят отсутствие необходимости шлифовки или иной обработки зубов, создание хороших условий для гигиены полости рта, а также проведения лечения.

При сохранности зубных рядов используют следующие виды шин:

  • Шина Эльбрехта. Сплав каркаса эластичный, но достаточно прочный. Это обеспечивает защиту от подвижности зубных рядов во всех направлениях, кроме вертикального, т.е. не дает защиты при жевательной нагрузке. Именно поэтому такая шина применяется при начальных стадиях заболевания пародонта, когда умеренная жевательная нагрузка не приводит к прогрессированию заболевания. Кроме того, шина Эльбрехта используется при наличии подвижности зубов I степени (минимальная подвижность). Шина может иметь верхнее (около верхушки зуба), среднее или нижнее (прикорневое) расположение, а также шина может быть широкой. Вид крепления и ширина шины зависят от конкретной ситуации, а потому и подбирается врачом индивидуально для каждого пациента. Существует возможность учета появления искусственных зубов для изменения конструкции.
  • Шина Эльбрехта с т-образными кламмерами в области передних зубов. Такая конструкция позволяет добиться дополнительной фиксации зубной дуги. Однако эта конструкция годиться лишь при минимальной подвижности зубов и отсутствии выраженного воспаления пародонта, т.к. такая конструкция может вызвать дополнительное травмирование пародонта при наличии выраженных воспалительных изменений.
  • Съемная шина с литой каппой. Это модификация шины Эльбрехта, позволяющая снизить подвижность резцов и клыков в вертикальном (жевательном) направлении. Защита обеспечивается наличием специальных колпачков в области передних зубов, которые и снижают жевательную нагрузку на них.
  • Круговая шина. Она может быть обычной или с когтевидными отростками. Используется при невыраженной подвижности зубов, т.к. значительное отклонение зубов от своей оси приводит к сложностям при попытке надевания или снятия протеза. При значительном отклонении зубов от своей оси рекомендуется применение разборных конструкций.

При отсутствии некоторых зубов также могут быть использованы съемные протезы.

Учитывая тот факт, что потеря зуба может провоцировать заболевания пародонта, становится необходимым решение двух задач: возмещение потерянного зуба и использование шинирования как средства профилактики заболеваний пародонта.

У каждого пациента будут свои особенности заболевания, поэтому и особенности конструкции шины будут строго индивидуальными. Довольно часто допускается протезирование с временным шинированием для профилактики развития пародонтоза или иной патологии.

В любом случае требуется планирование мероприятий, способствующих максимальному лечебному эффекту у данного пациента. Так, выбор конструкции шины зависит от числа отсутствующих зубов, степени деформации зубных рядов, наличия и выраженности заболеваний пародонта, возрастом, патологией и видом прикуса, гигиеной полости рта и многими другими параметрами.

Читайте также:  Поверхностный кариес: причины появления и методы лечения

В целом при отсутствии нескольких зубов и выраженной патологии пародонта предпочтение отдают съемным протезам. Конструкция протеза подбирается строго индивидуально и требует нескольких посещений врача. Съемная конструкция требует тщательного планирования и определенной последовательности действий:

  • Диагностика и обследование пародонта.
  • Подготовка поверхности зубов и получение слепков для будущей модели
  • Изучение модели и планирование конструкции шины
  • Моделирование восковой репродукции шины
  • Получение литейной формы и проверка точности каркаса на гипсовой модели
  • Проверка шины (шины-протеза) в полости рта
  • Окончательная отделка (полировка) шины

Здесь перечислены не все рабочие этапы, но даже этот перечень говорит о сложности процедуры изготовления съемной шины (шины-протеза).

Сложность изготовления объясняет необходимость нескольких сеансов работы с пациентом и длительность по времени от первого до последнего посещения врача.

Но результат всех усилий всегда один – восстановление анатомии и физиологии, приводящее к восстановлению здоровья и социальной реабилитации.

    Широкое применение имплантатов в современной стоматологии стало возможным благодаря профессору Ингвару Бранемарку из Швеции, который в 1965 году открыл остеоинтеграцию – процесс заживления и сращивания костной ткани с титановым имплантатом. Биоинертность титана практически свела на нет его отторжение организмом. Первыми «стоматологами» были этруски. Они вырезали искусственные зубы из зубов различных млекопитающих уже в 7 веке до н.э., а также умели изготавливать мостовидные протезы, достаточно прочные для жевания.

Источник: https://dentalmechanic.ru/parodentium/splinting/

2. Съемные шины

Шинирующие
свойства съемных шин обеспечиваются
различной комбинацией непрерывных
опорно-удерживающих и перекидных
кламмеров, а также разной формы
окклюзионных накладок. Распространению
их способствовала разработка методик
параллелометрии, точного литья на
огнеупорных моделях, применение
хромокобальтовых сплавов и сплавов из
благородных металлов.

Съемные
шины могут применяться для шинирования
одной какой-либо группы зубов или всего
зубного ряда. При иммобилизации передних
зубов шину желательно доводить до
премоляров, а при шинировании боковых
— до клыков.

Съемные
шины могут включаться в конструкцию
дугового протеза как его составляющая
часть. Это шины-протезы:

  1. шина типа непрерывного кламмера;

  2. шина-каппа;

  3. единая шина для всего зубного ряда.

  • Сравнительная
    оценка съемных и несъемных шин.
  • Оба
    вида шин обладают положительными и
    отрицательными свойствами.
  • К
    положительным свойствам несъемных шин
    относится:
  • 1)
    их способность обеспечивать блокирование
    системы в трех направлениях: вертикальном,
    трансверзальном, медиодистальном;
  • 2)
    оставляя открытым десневой карман
    (исключение — блок полных коронок), делают
    его доступным для медикаментозной и
    хирургической (кюретаж) терапии;
  1. больные быстро привыкают к несъемным шинам, а фонетические нарушения возникают редко и быстро устраняются без помощи врача.

Отрицательные
свойства несъемных шин:

  1. необходимость препарирования зубов, сопровождающееся грубой травмой эмали и дентина;

  2. применение штифтовых шин предусматривает удаление пульпы, что при пломбировании каналов порождает опасность развития верхушечного периодонтита;

  3. несъемные шины трудно накладываются при веерообразном расхождении зубов;

  4. конструкции колпачковых шин непрочны и разрываются по линии пайки, имеет место расцементировка;

  5. несъемные шины ухудшают гигиену полости рта.

Шинирующие
свойства несъемных шин обеспечиваются
кламмерами, когтевидными отростками и
окклюзионными накладками. Они создают
иммобилизацию лишь в двух направления: вестибулооральном, медиолатеральном
(для передних зубов) или медиодистальном
(для боковых зубов). Эти шины не всегда
создают фиксацию в вертикальном
направлении.

Съемные
шины легко поддаются очистке, меньше
нарушают гигиену полости рта. Нарушения
эстетики минимальны.

Преимуществом
является возможность применять их для
профилактики функциональной перегрузки
пародонта, при дефектах зубных рядов с
признаками заболевания пародонта, но
без патологической подвижности зубов.

Изготовление
съемных шин производится в лаборатории,
в полости рта больного манипуляции
сокращаются. Это также относится к
достоинствам этого вида шинирования.

К
недостаткам таких шин относится то, что
при изготовлении их требуется большая
точность: обязательное применение
параллелометрии и точного литья на
огнеупорных моделях. При нарушении
точности наложения и снятия шины возможна
перегрузка пародонта отдельных зубов.

Особенности протезирования больных с дефектами зубного ряда при пародонтозе и пародонтитах

К
особенностям клинической картины
пародонта, осложненной потерей зубов,
следует отнести появление дополнительной
функциональной нагрузки, обусловленной
уменьшением числа зубов. Большое значение
для развития болезни в этих условиях
имеет количество утраченных зубов,
расположение дефекта, вид прикуса,
степень атрофии альвеолярной части.

При утрате боковых зубов передние
получают дополнительную нагрузку. В
связи с этим увеличивается подвижность
зубов, верхние резцы и клыки веерообразно
расходятся, выдвигаясь вперед, промежутки
между ними увеличиваются, уменьшается
межальвеолярная высота, и как следствие
уменьшается нижняя треть лица.

Одновременно
изменяется положение нижней головки
нижней челюсти в суставной ямке, возникает
опасность функциональной перегрузки
сустава.

Все
указанные особенности течения пародонтоза
и пародонтита при частичной потере
зубов определяют характер ортопедической
терапии. Она заключается в шинировании
сохранившихся зубов и протезировании
дефекта.

Пациентов
с заболеваниями пародонта и нарушением
непрерывности зубных рядов модно
разделить на три группы. К первой группе
относятся больные с включенными, ко
второй — с концевыми (односторонними и
двусторонними) дефектами зубной дуги;
третью группу составляют больные с
множественными дефектами и небольшими
(по 2-3) группами зубов.

При
расположении дефекта в переднем отделе
зубного ряда протезирование осуществляется
при помощи различных видов мостовидных
протезов. Опорами являются оставшиеся
зубы. Мостовидный протез является шиной.
Если дефект большой (потеря клыков,
премоляров), оставшиеся корневые зубы
шинируют несъемной шиной, а дефект
замещают съемным протезом.

При
односторонних и двусторонних включенных
дефектах, образующихся при удалении
1-2 моляров и премоляров, шинирование
осуществляется мостовидными протезами,
опорными элементами которых являются
экваторные и полные коронки.

Понижение
высоты тела мостовидного протеза ведет
к уменьшению площади спайки его с
коронкой, что вызывает поломку протезов.

В этих случаях применяют литые конструкции
или малые седловидные протезы с кламмерами
на зубы, блокированные несъемными
шинами. Мостовидные протезы противопоказаны,
если дистально расположенный зуб
подвижен.

Для этого применяют шинирование
дуговым протезом с непрерывным кламмером
и когтевидными отростками при подвижности
передних зубов.

Съемные
шинирующие протезы показаны при больших
включенных дефектах, значительном
поражении пародонта или отсутствии
достаточно прочной дистальной опоры.
Применяют дуговой протез, который
позволяет осуществить поперечную
стабилизацию.

Передняя
группа зубов шинируется несъемными
шинами.

При большой подвижности зубов
шинирование может быть усилено путем
включения в нижний дуговой протез
многозвеньевого кламмера, благодаря
чему передние зубы получают дополнительную
поддержку с язычной стороны.

Можно
создать и круговую фиксацию. Для этого
многозвеньевой кламмер снабжают
когтевидными отростками. Лучшая круговая
фиксация достигается при взаимном
сочетании несъемных шин и шинирующего
съемного протеза.

Шинирование
остаточного зубного ряда возможно тремя
способами: несъемными шинами, шинирующими
приспособлениями, включенными в
конструкцию съемного протеза и путем
комбинации этих способов. Конструкция
несъемной шины зависит от положения
шинированных зубов. Предпочтение
отдается шинам, покрывающим окклюзионную
поверхность.

При
пародонтопатиях, осложненных концевыми
(односторонними или двусторонними)
дефектами, протезирование производится
съемными протезами. Показания к применению
определяются величиной дефекта,
состоянием пародонта сохранившихся
зубов, выраженностью альвеолярных
отростков и твердого неба.

При
комбинированных дефектах протезированию
предшествует шинирование каждой группы
зубов несъемными протезами. Дистально
расположенные зубы блокируют экваторными,
а зубы, видимые при улыбке — комбинированными
коронками.

Границы протезов у таких
больных должны быть максимально полными,
чтобы с одной стороны, сделать протез
устойчивым, а с другой — разгрузить
оставшиеся зубы путем передачи давления
на небе и беззубые альвеолярные части.

  1. Правильно
    подобранный и проведенный комплекс
    ортопедических вмешательств, направленный
    не только на восстановление дефектов
    зубного ряда, но и на надежную стабилизацию
    оставшихся зубов, способствует
    нормализации окклюзионных нагрузок,
    трофики пародонта и репаративным
    процессам в его тканях, повышая тем
    самым эффективность лечения заболеваний
    пародонта.
  2. Выходной
    контроль:
  3. Ситуационная
    задача № 1.

Больная
А., 35 лет. Болеет 10 лет с периодическими
ухуд­шениями. В анамнезе — сахарный
диабет.

Жалобы
на подвижность зубов, гноетечение — из
дёсен, пе­риодическое появление
абсцессов на дёснах, кровоточивость
десен при чистке зубов и во время приёма
твёрдой пищи, не­приятный запах изо
рта.

Объективно:
отёк и гиперемия маргинальной десны и
десневых сосочков. Пародонтальные
карманы глубиной 4-5-6 мм, гноетечение из
карманов, обильные наддесневые и
поддесневые зубные камни, мягкий зубной
налёт, подвижность зубов II-III
степеней. На рентгенограмме в области
всех зубов опреде­ляется снижение
высоты межзубных перегородок на 1/3-1/2
их высоты.

Поставьте
диагноз. Составьте план местного лечения
этой больной. Выпишите рецепты.

Ситуационная
задача № 2.

Больной
С., .48 лет. Жалобы на подвижность зубов,
перио­дически возникающее гноетечение
из дёсен, боль и кровоточи­вость дёсен,
неприятный запах изо рта.

Болен
в течение 15 лет. Ранее не лечился. Отмечает
периодически возникающие ухудшения в
течении заболевания. В анамнезе — язвенная
болезнь желудка.

Объективно:
на всех зубах определяется наличие
большого количества мягкого зубного
налёта, наддесневого и поддесневого
камня.

Отёк и гиперемия маргинальной
десны и дёсневых сосочков в области
всех зубов, а в области 31, 32, 41, 42 зубов
определяются пародонтальные карманы
глубиной 4-6 мм с гнойным отделяемым и
обильными, выбухающими из карманов,
грануляциями. Подвижность этих зубов
I-II степеней.

В облас­ти 14, 15, 24, 25 зубов
при зондировании десневой борозды
определяются пародонтальные карманы
глубиной 6-8 мм, подвиж­ность зубов
II-III степеней. В области 31, 32 зубов и в
об­ласти 24, 25 зубов определяется
преждевременное смыкание зу­бов.

На
рентгенограмме в области 31, 32, 41, 42 зубов
опреде­ляется снижение высоты межзубных
перегородок на 1/3-1/2 их высоты; а в области
14, 15, 24, 25 зубов определяется сниже­ние
высоты межзубных перегородок на
1/2
и более 1/2 их
высоты.

Поставьте
диагноз. Составьте план лечения. Выпишите
ре­цепты.

Анализ
и подведение итогов.

Домашнее
задание:

1.
Изучить ортопедические методы лечения
заболеваний пародонта.

2.
Схематично нарисовать и описать поэтапно
лоскутную операцию.

Основная
литература:

Терапевтическая
стоматология Учебник /Под ред. Е.В.
Боровского — М.:МИА.-2003; 2004 г.

Дополнительная
литература:

Заболевания
пародонта. Под редакцией проф. Л.Ю.
Ореховой.: Поли Медиа Пресс,2008.-318с.

Терапевтическая
стоматология: учебник: в 3 ч. / под ред.
Г. М. Барера. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — Ч.
2 — Болезни пародонта. — 224 с.

Диагностика,
лечение и профилактика заболеваний
пародонта. Л.М. Цепов, А.И. Николаев, Е.А.
Михеева.: МЕДпресс-информ, 2008.-272 с.

Источник: https://studfile.net/preview/5812000/page:3/

Ссылка на основную публикацию